Непобедимый тигр

1.jpg

Феномен "Тигра".


" Тигр", является без сомнения, самым знаменитым немецким танком Второй мировой войны. Почему? Попробуем выстроить логический ряд: Вторая мировая война-Германия-танк, следующая позиция "Тигр". И действительно- в сознании людей, знакомых с боевой техникой тех лет (в основном по фильмам) немецкий танк и Тигр равны. Если немецкий танк, то значит "Тигр". А как еще?. И действительно "Тигр" бьет все рекорды среди военной техники всех времен и народов. Тираж книг о "Тигр" идет уже на сотни экземпляров за рубежом. Да и в России с момента выхода первой книги о "Тигре" в 1996 году, вышло более 12 книг различного объема о машинах "Тигриного " семейства. В чем секрет успеха? Почему не пропадает интерес к этой боевой машине? Почему этот танк, выпушенный в мизерных количествах ( по меркам Второй мировой войны), до сих пор держится вверху иерархии машин XX века? Каким образом, полтора десятка танковых батальонов умудрялись столько времени держать в ужасе противника (особенно западного), многократно превосходившего их численно, и заставили так дорого заплатить за свое уничтожение? Только ли дело в машине, или еще в навыках владеть ею? Здесь уместно вспомнить мемуары человека, знавшего "Тигр" не понаслышке- немецкого танкиста Отто Кариуса.

" Мощь танка в его броне, его подвижности, его вооружении. Эти три фактора следует соединить друг с другом так, чтобы была достигнута максимальная эффективность танка в бою. Похоже все это слилось в воплощении "Тигра". 88-мм орудие достаточно мощное для того, что бы разнести любой (при условии что удар наносится в уязвимые места) вражеский танк в клочья. Лобовая броня "Тигра" могла выдержать несколько снарядных попаданий. Но, при этом мы не могли допустить, что бы удар нам был нанесен с боку, сзади и особенно с верху. И тут требовался расчет и опыт." Вот похоже мы и нашли ответ. На одной чаше весов близкое к оптимальному соединение боевых свойств, а на другой " расчет и опыт". Исключительно высокий уровень подготовки немецких танкистов позволял им с успехом использовать боевые возможности "Тигра". В итоге именно сочетание технического и человеческого фактора позволили "Тигру" в течении двух с половиной лет доминировать на поле боя.

ТИГР 1. Начало истории создания.

Часто в отечественной литературе создание "Тигра" традиционно связывают с появлением на Восточном фронте советских танков Т-34 и КВ. Якобы "Тигр" был создан как ответ на них. На самом деле это не так. Во-первых: Ответом на появление Т-34 и КВ стала немецкая длинноствольное танковое орудие 75-мм KwK 40. Это орудие появившееся в феврале 1942 года, и сменившее короткоствольное 75-мм орудие на танках Т-4, свело на нет все преимущества орудий Т-34 и КВ (76- мм ) над немецкими машинами. Во- вторых: Задание на разработку "Тигра" было сформировано в Германии в 1937 году. Задолго до появления Т-34 и КВ. В это время на заводах рейха полным ходом шла подготовка к серийному выпуску Pz.III ( Т-3 средний масса 15,4 тонны ), и тяжелый Pz.IV (Т-4 масса 17,3 тонны). Сразу спросят, что же тяжелый танк был тяжелее среднего всего на две тонны?. Да, именно так!. До 1943 года, в Вермахте, танки подразделялись на классы не в соответствии с массой, а в соответствии с калибрами их орудий. Поэтому Pz.IV вооруженный 75-мм коротко ствольным орудием считался тяжелым. Pz.III вооруженный 37-мм орудием считался средним. Pz.III должен был стать основной боевой машиной. Pz.IV отвадилась роль танка артиллерийской поддержки. Однако, наличие у вероятных противников особенно Франции, сильно укрепле6нных полос (линия Мажино), не могло не остаться не замеченным у командования Вермахта. Так же в Вермахте понимали, что надо работать на перспективу. Не удовлетворяясь только модернизацией выпускаемых машин. Так, в 1936 - 37 годах в Управлении вооружений разрабатывались концепция и ТТХ к танкам по программам Panzerkampfwagen V и Panzerkampfwagen VI. Которые в бедующем заменили бы Т-3 и Т-4. Работы по созданию нового тяжелого танка Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года. Фирма Henschel & Sohn AG в Касселе, получила заказ на проектирование боевой машины под кодом DW1 (Durchbruchwagen-машина прорыва). Отдел разработок фирмы возглавлял дипломированный инженер Эрвин Адерс. Под его руководством и создавались все прототипы, и серийные модификации " Тигра". За что Адерс и получил прозвище " Тигр-папа", или уважительное "Отец- Тигров". Корпус 30-ти тонного DW1(см.фото 2 )

2 прототип DW1.jpg 
фото 2: прототип DW1


состоял из двух частей. Части соединялись болтами. Причина этого в том, что заводы того времени не могли производить катаные броневые листы большого размера толщиной 50-мм. Ходовая часть представляла собой пять обрезиненных опорных катков на борт и три поддерживающих катка. Ведущее колесо переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300-мм. На танке использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Первый и последний опорные катки каждого борта снабжались гидравлическими амортизаторами. Проходившее испытание шасси танка оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная скорость движения достигала 35 км/ч. С сентября 1938 года параллельно с DW1 (см.фото 2 ) разрабатывался вариант DW2 (см.фото 3 ).

3 прототип DW2.jpg 
фото 3:  прототип DW2


Эта машина имела отличия от первого в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц бортовых передач, ведущих колес и подвески. Танк предполагалось вооружить башней от Pz.IV с 75-мм орудием и спаренным пулеметом MG-34. Второй пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса с права. Но как в первом так и во втором случае все ограничилось постройкой и испытанием шасси. У опытного танка VK 3001 (H), последовавшим за прототипами толщину лобовой брони корпуса увеличили до 60 мм, борт 50-мм, увеличили ширину гусеницы до 520 мм и катки опорные установили в шахматном порядке то есть приблизились к ходовой привычного нам "Тигра". Двигатель 6-цилиндровый Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. при 3000 об/ мин разгонял 30 тонную машину до 35 км/ч. Всего было изготовлено 3 опытных шасси. Использовались для обкатки узлов и механизмов. Еще восемь были готовы к сборке. Но собирались лишь по мере необходимости. На одном испытывалась башня с 75-мм орудием от фирмы KRUPP. На другом испытывалась 8-скоросная трансмиссия Maybach OLVAR. На шасси 7 и 8 установили механизм поворота SMG 90. Последние 4 шасси использовались с сентября 1942 года как учебные машины. В мае 1941 года после захвата трофеев в покоренной Франции. А так же осмотра сильно бронированных трофейных машин Англии в Вермахте было принято решение о создании САУ с орудиями 105 и 128 мм. И проверить их на трофейной техники. Фирма Rheinmetall Borsig в Дюссельдорфе изготовила тяжелую САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette V а также (см.фото 57-58) и (см.фото 3), (см.фото 4) на базе двух VK 3001 (H) (см.фото 6 ).

57 САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette
фото 57:САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette

58 САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette V.JPG
фото 58 САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette V

4 САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette V.jpg

фото 4: САУ 12,8 см Panzer-Selbstfahrlafette V


128- мм орудие Gerat 40 c длинной ствола 61 калибр и начальной скоростью снаряда 910 м/c устанавливалась в открытую сверху рубку на корме корпуса. Для баланса 7-ми тонного орудия, внесли в конструкцию восьмой опорный каток. Броня рубки 30 мм, экипаж 5 человек, боекомплект 18 выстрелов, боевая масса с боекомплектом 36 тонн. После поверки выяснили, что при начальной скорости бронебойного 900- 920 м/с любой трофейный танк являлся легкой мишенью на всех дистанциях ведения огня. Обе самоходки после этого отправились на Восточный фронт. Одна машина Panzer-Selbstfahrlafette V зимой 1943 года была захвачена нашими войсками в районе Сталинграда. Сейчас машина является частью выставки в танковом музее в Кубинке. В тот же самый момент, параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала фирма Porsche. Машина получила индекс VK 3001 (P). Это была вторая прототипная ветка танка, известного в последствии как "Tигр". Были построены два опытных образца шасси в цехах завода Nibelungenwerke в Сент-Валентине. Оба были без башен так и не полученных от фирмы KRUPP. Особенностью поршевских шасси была электромеханическая трансмиссия. Два двигателя ( изготовила фирма Simmering-Graz-Pauker AG) мощностью 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые приводили в движение два электромотора.. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса. Сначала планировали поставить модернизированную башню от Pz.IV вооруженную коротко ствольным 75-мм орудием. Рассматривался и вариант 105- мм орудия L/28. Но в серию не он не пошел. В 1941-1942 годах, обе машины от фирм Henschel и Porsche, проходили испытания. Которые часто прерывались из за поломок трансмиссии. В мае 1941 во время совещания в Бергофе была озвучена концепция тяжелого танка. Он обладал повышенной огневой мощью, и броневой защитой. В каждом соединении планировалось иметь 20 таких машин. В свете совещания в Бергофе, и результатов испытаний были выданы задания фирмам Henschel на VK 3601(P), орудие с коническим стволом, и Porsche, на (см.фото 4). (см.фото7 и 8). с 88-мм орудием.

7 VK 4501P на испытаниях..jpg

фото 7: VK 4501P на испытаниях

8 Танк VK 4501 P.jpg
фото 8: Танк VK 4501 P

На фото 8 на переднем плане в плаще и в черной шляпе - доктор Фердинанд Порше. Изготовить машины требовалось к маю-июню 1942 года. Сборка машины VK 4501 (P) с 88-мм орудием Panzerkampfwagen VI (Тигр (P)) велась в цехах Nibelungenwerke, компоновка танка и моторно-трансмисионного отделения, оставалось таким же как на VK 3001(P). Было на танк установлено два параллельно стоящих V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения мощностью 320л.с. каждый. Они с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия передавалась на два электромотора, которые вращали ведущие колеса танка. Всю электрическую часть танка поставляла фирма Siemens-Schuckert. Башня для Panzerkampfwagen VI (Тигр (P) разрабатывалась фирмами Porsche и KRUPP совместно. Фирма Henschel быстрее разработала изготовила и вывела на испытание свой VK 3601(H). Числившийся по документам как Panzerkampfwagen VI ausf B. Будующий ТИГР 1. С шасси не было проблем, моторно-трансмиссионая группа, и ходовая часть были отработаны на прототипах. Машина весом 36 тонн имела лобовую 100-мм броню, скорость хода 40 км/час. Башня не была создана. Из за того что фирма KRUPP предлагала орудие Gerat 725 - 75-мм орудие с коническим стволом. Но когда выяснили, что снаряды требуют вольфрамовый сердечник массой 1 кг. от орудия отказались. Боеприпасы этого орудия съедали весь вольфрамовый лимит Вермахта. Успешно прошедшая испытания в присутствии министра вооружения Германии А. Шпеера, машина оказалась не удел. Впрочем не надолго... Танк VK 3601(H) с самого начала являлся промежуточной моделью. Планируемый выпуск его не превышал 172 штук. Первый вариант вооружения оказался малоподходящим, а сроки истекали, то на танк становили крупповскую башню от VK 4501 (P). Это привело к увеличению диаметра башенного погона с 1650 до 1850 мм. А так же к изменению верхней части корпуса. Танк VK 3601(H) обзавелся над гусеничными нишами, а масса возросла до 45 тонн. Изменения в корпусе танка привело к замене индекса в документах. Он стал VK 4501 (H). Главное то что на танках Э.Адерса, и Порше закрепилась знакомое нам орудие 88-мм. Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG. С использованием качающейся части зенитной пушки 8,8- см Flak 18/36. В танковом варианте орудие получило дульный тормоз и электроспуск, а орудие получило индекс 8,8-см KwK 36. Так же был и второй вариант вооружения, 75 -мм орудие KwK 24 L/70 в башне фирмы RHEINMETALL-BORSING. Башня была изготовлена в виде деревянного макета в натуральную величену, и отличалась лишь кормовым пулеметом MG 34 в шаровой установке. Машина с башней от RHEINMETALL-BORSING имела индекс -H2 . А с крупповской -H1. В марте 1942 года обе машины были отправлены на фронт, для проверки в реальных боевых условиях. Кроме того, небольшая часть танков на базе Тигра Порше был переоборудованы в качестве командирских машины ( например 653-ий тяжелый дивизион истребителей танков). Не смотря на то что танки были еще слабо испытаны, они уже не официально были запушены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke в Сент-Валентине началась сборка партии из 10 машин VK 4501 (P) , а фирме KRUPP заказали 90 башен. К январю 1943 Ф.Порше планировал выпустить 35 своих танков, а к апрелю 1943 еще 45. Еще дальше планировал идти его конкурент: Изготовление первых VK 4501 (H) ( 60 машин) началось в середине 1941 года. И хотя к весне 1942-го был полностью лишь один экземпляр, остальные узлы и агрегаты нашли свое применение в последующим (см.фото 18 ). 20 апреля 1942-го обе машины были показаны фюреру. При этом событии (демонстрация машин) состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги 1 класса. Гитлер около 30 минут осматривал машину Порше, и внимательно слушал рапорта конструкторов. Танку Хеншеля он уделил 5 минут. Спросив Адерса всего один раз. Во второй половине дня в присутствии министра вооружения Шпеера прошли скоростные испытания танков. На участке разгона 1000 метров VK 4501 (P) развил максимум 50 км/час. Конкурент на участке 850 метров 45 км/час. При этом двигатель VK 4501 (H) перегрелся настолько что возникла угроза возгорания машины. После охлаждения испытания продолжались. Главный инженер фирмы Henschel Курт Арнольд предложил Шпееру провести испытания на маневренность. Не до конца проработанная электротрансмиссия VK 4501 (P) серьезно затруднила маневрирование. Танк с трудом разворачивался на 90 градусов. VK 4501 (H) наоборот, разворачивался идеально. Впрочем это мало что дало. Впереди были главные испытания. В мае 1942-го на полигон прибыли 2 VK 4501 (P) и 1 VK 4501 (H) . У VK 4501 (P) выявили низкую надежность электротрасмиссии. А так же малый запас хода 50 км. А так как решался вопрос использования машин в Африке то его требовали не менее 150 км. Из за отсутствия места в корпусе, дополнительные баки поставить было нельзя. Не обычная трансмиссия требовала серьезной переподготовки личного состава танковых частей и ремонтных служб. Разобрав все ЗА" и " ПРОТИВ" и не смотря на расположение фюрера к Порше, комиссия выбрала машины фирмы Henschel. Машина получила официальное обозначение Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944-ом название изменили на Tiger 1. А уже изготовленные на Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (P) пошли как база для тяжелых штурмовых орудий. На них стояли уже известные нам 88-мм орудия. Созданные на базе Flak 41 с длинной ствола 71 калибр- будущих Фердинандах. Речь о них пойдет в статье о машинах созданных на базе тигров в дальнейшем. В начале августа 1942-го тигр пошел в серию (см.фото11,12,13,14).

11 прототип тигра в цехах завода..jpg
фото 11:прототип тигра в цехах завода
12 один из первых серийных тигров..jpg
фото 12: один из первых серийных тигров
13 Серийный тигр выезжает из цеха..jpg
фото 13 Серийный тигр выезжает из цеха
14 Тигр преодолевает водную преграду..jpg
фото 14:Тигр преодолевает водную преграду

На (фото13) тигр "обут" в транспортные гусеницы. Так как боевые значительно превосходили стандарты ж/д платформ рейха. Что затрудняло его перевозку. При этом продолжались улучшения машины. Первая машина к тому времени прошла 960 км. По средне пересеченной местности машина развивала скорость 18 км/час., расход топлива составлял 430 литров на 100 км. Сборка шла на фирме Henschel в Касселе. К изготовлению башен так же привлекли фирму Wegmann. Пятую и шестую машины отправили 27 августа в Фаллингбостель, на формирование 501-го и 502-го тяжелых танковых батальонов. В процессе производства вносились улучшения постоянно. Поэтому танки внешне довольно сильно отличались друг от друга. Так, например, особенностью предсерийных первых 9 машин было отсутствие боковых крыльев. Так же гусеничные траки правого и левого борта не были взаимозаменяемы. Что затрудняло ремонт гусениц в боевой обстановке. Кроме того на этих машинах ящики для вещей экипажа были взяты от Pz.Kpfw 3. Позже так же замененные. Постепенно улучшили ходовую часть (см.фото16).

16 Тигр позднего выпуска..jpg
фото 16: Тигр позднего выпуска

"Тигры" выпуска октябрь-декабрь 1942-го получили боковые крылья, взаимозаменяемые траки обоих бортов, и серийные ящики под снаряжение экипажей. В январе 1943-го лючок с бойницей для личного оружия , заменили люком- лазом. В марте упразднили перископ наблюдения механика-водителя KFF 2. На борта башни поместили запасные траки. 5 траков крепились с лева, а 3 с права. В мае 1943-го для самообороны от вражеской пехоты по периметру расположили мортирки противо пехотных мин типа "S". Выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась, на 360 стальных шариков поражая пехоту противника. На башнях ранних танков устанавливались дымовые гранатометы Nbk 39 калибра 90 мм по три на сторону. Позже приспособленные под мины типа "S". На машины поздних выпусков для самообороны ставили Nahverteidigungswaff- мортирка установленная внутри танка и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего. Со второй половины 1943-го на "тигры" начали ставить новые командирские башенки(с 391-ой машины). Которая имела крепление под зенитный пулемет, и новый перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Изменена система электроспуска у орудия, фиксатор орудия при простом движении машины. Крепление сидений экипажа. Главное новшевставо покрытие танков циммеритом, что обеспечило защиту от магнитных мин. На первые 250 машин ставили двигатель Maybach HL 230P30, на остальные Maybach HL 230 P45, для эксплуатации а Африке (корпус Роммеля), и в южных СССР на танке сзади мантирновали дополнительные воздушные фильтры. Первые 495 машин имели оборудовывание для подводного вождения танка. Допустимая глубина до 4-х метров. Все люки танка были герметичными. При испытании в спец. бассейне "Тигр" мог находиться с работающим двигателем на дне бассейна до 2ч.30 мин (см.фото 14 ). На тот момент "тигр" - это был единственный танк в мире, оборудованный для подводного вождения. На машинах других наций, подобное оборудование появится в 1950-е годы. Слабым местом ходовой было быстрое разрушение резиновых бандажей опорных катков. С февраля 1944-го (800 машина) катки стали с внутренней амортизацией и стальными бандажами. Первый ряд катков сняли. В 1943 году 84 машины переоборудовали в командирский вариант. Поставив дополнительную радиостанцию (индекс этих машин Pz.Bef.Wg.) . Командирские Tiger Ausf E ,были выпушены в двух вариантах: 1. Sd. Kfz. 267 радиостанция Fu 5 и Fu 8- для командиров дивизий. 2. Sd. Kfz. 267 радиостанция Fu 5 и Fu 7- для командиров рот и батальонов.

18 Производство тигров..jpg

фото 18: Производство тигров

На фото 18 приведены данные производства танка Tiger 1, потери и наличие в частях. Несколько Tiger Ausf E были переоборудованы в БРЭМ. (см.фото 17 ).

17 БРЭМ.jpg

фото 17: БРЭМ

В реальности заводских тигров БРЭМ не выпускалось. Они переделывались силами самих ремонтных взводов танковых частей. В отдельных случаях в качестве тягачей использовали шасси танка без башни. Для эвакуации подбитых тяжелых машин применяли Bergepanther или полугусеничный тягач FAMO (Sd. Kfz.9) (см.фото55-56).

55 FAMO.JPG

фото 55: FAMO

56 FAMO с боку..JPG

фото 56: FAMO сбоку

Осенью 1943-го в опытном порядке установили 88-мм орудие KwK 43 с длинной ствола в 71 калибр. Но так как шла разработка VK 4503 "Королевского тигра" то орудие установили на него. Единственной страной куда экспортировался Tiger 1 была Венгрия. Их венграм поставили по разным подсчетам от 3 до 14 машин. На 7 декабря 1944-го в составе 2-ой венгерской танковой дивизии было 4 Tiger 1 . Так же Tiger 1 имелись в составе 1-ой кавалерийской дивизии Польши. Сражавшейся с советскими войсками в восточной Польше. Летом 1943-го 5 машин Tiger 1 было передано в аренду итальянцам. После капитуляции 3-и Tiger 1 вернулось в рейх. Куда слямзили еще 2-ва Tiger 1 история умалчивает . Проявляла интерес к Tiger 1 и Турция (см.фото 15 ). 

15 Демонстрация тигра турции..jpg

фото 15: Демонстрация тигра Турции

А так же Япония. 7 июня 1943-го японский посол в Германии генерал Ошима наблюдал под Ленинградом боевые действия 502-го тяжелого танкового батальона. После чего посетил фирму Henschel и танковый полигон. Вскоре фирма Henschel получила указание передать японцам переснятую документацию Tiger 1 (2 комплекта). В 1943-м ставился вопрос о продажи Японии одного танка в полной комплектации. А так же и танка "Пантера" доставленных в Бордо. А оттуда в разобранном виде на подводной лодке в Японию. Даже примерно не представимо- как Япония это собирались осуществлять собирались?. Фирма Henschel просто "по имела" Японию на деньги. Полностью комплектный Tiger 1 (который хотела купить Япония)- а это 92 снаряда, 4500 патронов к пулемету,192-к пистолету пулемету, с радиостанцией и оптикой обходился Вермахту 300 тысяч рейхсмарок . Японскому союзнику танк "толкнули" за 645 тысяч рейхсмарок. Как только платеж совершился, танк стал японским. Так как подводные лодки так и не пришли, то 21 сентября 1944-го танк вновь забрал Вермахт. Подведем кратко итоги. При всех недостатках Тигр получился смертельно опасной машиной. Для примера представим бой дуэль. Между "Тигром" и ИС-2. Допустим идеальные условия (ровная местность, дистанция 1000 метров.) И в равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, орудие с клиновым затвором) условиях. А так же 50 %- точность (Первые выстрелы танки промазали.). Но вторыми выстрелами - попадания. Что часто и бывало в бою. Тогда заряжающий ИСа берет из боеукладки, которая располагалась в кормовой нише башни 25-кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так , чтобы ведущий поясок прочно ( со звоном, как в руководстве) заклинился в начале нарезов ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что быстрее. Затем заряжающий берет 15-кг гильзу с зарядом с правой стенки башни (как в условии). За следующей гильзой пришлось бы "нырять" в низ корпуса ИСа и досылает. Докладывает -готово, командир говорит "огонь",а наводчик успел откалибровать прицел и производит выстреле. Впрочем стоп! При всех допусках у тренированного заряжающего на все уйдет секунд 20-25. А значит, как не печально, он не успеет перезарядиться. Так как, на 8 секунде ИС получит первый 88-мм снаряд с "Тигра", а на 16 секунде- второй!!! Таким образом, даже при первом промахе со скорострельностью орудия 6-8 выстрелов в минуту "Тигр", не оставляет шансов одному ИСу дать второй выстрел. Даже если ИСов два танка, то "Тигр", поразив первый ИС, успевал бы дать первый выстрел по второму ИСу. Время упреждения составило бы 4 секунды в пользу немца. В результате, для гарантированного уничтожения Tiger 1, нужно было 3 танка ИС-2. Так собственно и бывало. Так погиб немецкий танковый ас Михаэль Виттман. Канадские "Шерманы" сблизились с его "Тигром" и расстреляли в упор. И союзные и наши танкисты стремились сблизится с "Тиграми" как можно ближе. Немцы старались вести бой на дальних дистанциях. На ближних дистанциях "Тигры" теряли перевес в броне и орудии. Конкуренцию "Тиграм" составляли только ИС-2. Уступая лишь в вооружении. Тигры сегодня. И последнее. Сегодня "тигриное" семейство танков сохранилось достаточно не плохо. Во первых: Они представлены в разных масштабах, и разных модификациях типов машин в моделировании. (см.фото с 20-54) все модели в масштабе 1/35 . 

20 Тигр с усовершенствованной ходовой..JPG

фото 20: Тигр с усовершенствованной ходовой

Историческое фото № 16 и фото модели на фото № 20, это один и тот же танк с доработкой по защите ходовой части экранами. 

16 Тигр позднего выпуска..jpg

фото 16: Тигр позднего выпуска

На одной из моделей видна эмблема - мамонт. Это эмблема 502 тяжелого танкового батальона. На орудии в желтом круге число побед в боях. А также в известной танковой игре. Второе: Их в тех или иных видах создают в фильмах. На пример: Фильм Спасти рядового Райна. "Белый Тигр" Карэна Шахназарова. И голливудский фильм "Ярость". В "Ярости" показана цена уничтожения Тигра. Один Тигр к трем "Шерманам". Что же касается реальных машин, то они в разной степени сохранности есть в танковых музеях стран победительниц. На пример в Кубинке. Хотя сохранность их в Кубинском музее довольно печальная. Скорее это коробки чем машины. А вот самый уникальный экспонат есть в Великобритании в Королевском танковом музее в Бовингтоне. (The Tank Museum of the Royal Armoured Corps and Royal Tank Regiment). Это прототип "Королевского Тигра"c башней типа Порше. Кроме того, англичане владеют и другим уже серийным "Королевским Тигром" фирмы Хеншель. Там же и уникальная машина "Ягдтигр" с ходовой частью типа Порше. Кроме того, все 3 упомянутых музейных экспоната, прошли полное восстановление. Что дало им возможность передвигаться своим ходом. В этих машинах воссоздан не только точный внешний вид в деталях, но и внутренний. Во французском городке Вимутьер в Нормандии, недалеко от Фалеза в качестве памятника, стоит еще один "Тигр" поздней модели. Машина принадлежала 102-му тяжелому танковому батальону СС. Эта машина стоит как раз на том месте где ее и подбили. Она оставлена в честь боев лета 1944 года. Когда немцы пытались вырваться из Фалезкого котла. 

Литература. 

Архипов В.С. Время танковых атак. -М. Воениздат 1981. Барятинский М.Б. - Полная энциклопедия Непобедимый "Тигр"- ООО " Издательство Яуза" 2012. Барятинский М.Б.- "Королевский тигр ", последний аргумент Гитлера .-М, "Коллекция", "Яуза","Эксмо" 2008. Кариус Отто "Тигры" в грязи- Воспоминания немецкого танкиста.- М, "ЦентрополиграФ" 2005.

СТАТЬЯ НАПИСАНА Жоровковым А.М.( город Томск), которому мы выражаем огромную благодарность. МОДЕЛИ ТАНКОВ сделаны также стендовым моделистом Жоровковым А.М.




Возврат к списку

Ближайшие события

Антиквариат
Петербургский антикварный салон
27 февраля - 1 марта
Инженерная ул.13 (напротив Михайловского Манежа)
подробности
Невские клады
Ярмарка для коллекционеров
28 декабря 2019
Инженерная 13
подробности
ДоМажорВИНИЛ
IX ярмарка виниловых пластинок
март 2020
подробности
Ретро-Рынок "Абажур"
20-22 декабря 2019 года
Санкт-Петербург, Инженерная ул.13 (напротив Михайловского Манежа)
подробности