Окопное творчество.
Во время затишья, особенно в период позиционных, затяжных войн, солдаты могли сидеть в окопах неделями, а то и месяцами, не ведя боевых действий. Подъём, караулы, проверки, иногда сигнальная ракета, порой редкий выстрел; "эй, повар, когда там обед? чёрт бы побрал эту войну!"
Солдаты, устав думать о смерти, привыкнув к тоске о мирной жизни, родных и любимых, старались развлечь себя всеми доступными способами. Играли в карты, писали длинные письма домой, добивались редких в армии женщин, добыв выпивку, рискуя понести серьёзное наказание, устраивали небольшие попойки, таясь от офицеров, а те, кто обладали ремесленными навыками, мастерили из подручных материалов разнообразные поделки и сувениры. Это могли быть как вещи практического применения, которые могли пригодиться с предстоящих боях и в окопном быту - дубинки, кастеты, стилеты и кинжалы, переделанные из штык-ножей, лампы-коптилки из артиллерийских гильз, зажигалки, табакерки, так и сувениры, которые изготавливались в подарок родным и близким - браслеты из пулемётных лент, кулоны из ружейных и пистолетных гильз, кольца, рюмки, стаканы, подсвечники.
Образцов окопного творчества периода до Первой Мировой Войны российского происхождения встречается не так много – в основном это рукотворные предметы снаряжения и окопного быта - траншейные ножи, ложки, изредка встречаются нательные крестики. Большинство экземпляров окопного творчества - это вещи изготовленные солдатами европейских государств. Это имеет простое и логичное объяснение: рядовой состав российской армии до ПМВ был более чем на 90% крестьянского происхождения, в то время как до половины солдат европейских армий были либо просто городскими жителями либо людьми, занимавшимися в гражданской жизни различными ремёслами.
Этот образец парных подсвечников-бра встретился на Антикварной Ярмарке в Санкт-Петербурге. Изготовлены они из французского штыка образца 1847 года - именно с такими штыками ходили в атаку французские пехотинцы в Крымскую Войну 1853-1856 годов.
Изгиб штыка произведён качественно, без растрескивания металла, что говорит о том, что человек, выполнивший эту работу, обладал хорошими навыками работы с железом, умел доводить его до нужной для аккуратного изгиба температуры - наверняка в мирной жизни этот солдат был заводским рабочим, специализирующимся на работе с металлическими изделиями или кузнецом. Подсвечники скомпонованы с деревянными элементами - подложкой для крепления к стене. Оба подсвечника симметричны друг-другу и могут стать украшением интерьера жилья человека, интересующегося историей, предметами в стиле милитари и ценящего настоящие военные артефакты.
Материалы для заметки предоставлены постоянным участником Антикварных Ярмарок в Санкт-Петербурге, коллекционером предметов милитари из Европы.
Автор статьи – Михаил К.